суббота, 2 августа 2008 г.

Ну это еще не все......
У меня есть две лаковые китайские вазы и две лаковые пепельницы..

КРАТКАЯ СПРАВКА
По своему происхождению лак — это сок деревьев, которые раньше росли почти по всей территории Китая, а теперь сохранились лишь на высокогорных плато, расположенных на высоте 2000-2500 метров над уровнем моря. С древнейших времен лак добывали одним и тем же примитивным способом: когда дерево достигало десятилетнего возраста, на его стволе делали горизонтальные надрезы; под надрезом привязывали маленький медный сосуд, в котором капля за каплей, медленно и постепенно накапливалась смола. Вытекая из дерева, она была прозрачной, молочного оттенка, но, застывая, темнела и становилась черной. Затем смолу кипятили до образования пены и процеживали через холст, вытканный из конопли, чтобы очистить от примесей. Ремесленники стремились добиться блеска поверхности, для чего подготовленный лак должен был быть абсолютно однородным.

Наносили лак тончайшими слоями при помощи кисти; а основой могли быть различные материалы, например, мягкое легкое дерево или металл. На основу была наклеена ткань, вытканная из конопли или крапивы и грунтованная гипсовым составом или, в более древние времена, грубым, низкокачественным лаком, придававшим предмету жесткость и крепость. Вначале, до нанесения первого слоя на внешнюю сторону предмета, холст натягивали на дерево или приклеивали к сформованной глине. На внешнюю сторону предмета накладывали несколько нижних слоев лака, затем модель вытаскивали и покрывали лаком внутреннюю поверхность. При этом лак настолько прочно скреплял ткань, что многие изделия, выполненные с применением данной технологии, до сих пор держат форму.

Лак, украшавший изделие, наносили многократно, каждый раз давая высохнуть предыдущему слою, дожидаясь, пока лак не станет абсолютно сухим и твердым. Нередко число наносимых слоев достигало двух с половиной сотен, поэтому создание каждого предмета было очень сложным и кропотливым. В каждый слой лака пальцами втирали золу из сожженных растений, превращенную в тончайшую пыль, а самый верхний слой полировали золой из пережженных рогов, в результате чего изделия получались не только красивыми и блестящими, но и невероятно твердыми. Все вышеописанные действия производились только в специально подготовленных влажных помещениях, а высушивали изделия в особых паровых сушилках, благодаря чему все слои лака крепко спаивались между собой и превращались в единый пласт.

Старинные тексты гласят, что с полезными свойствами лака познакомил китайский народ один из правителей тогда еще разрозненных княжеств Шун, и с того момента лаки начали использовать при строительстве жилых построек. Конечно, этот рассказ не может рассматриваться в качестве исторического свидетельства, однако он демонстрирует важную роль лаковых изделий в жизни народа Поднебесной.

Более достоверные свидетельства, частично подтверждаемые результатами раскопок, относятся к IX столетию до н.э. В повествованиях о Ли Ванге, страстном любителе искусств, описываются музыкальные инструменты, декорированные лаком. Во время правления династии Чжоу многие лаковые изделия попали в соседние страны в качестве дипломатических подарков, но самые ранние реально найденные — датируются рубежом тысячелетий — с IVвека до н.э. до I века н.э. В основном это — различные маленькие бытовые предметы для ежедневного использования, обнаруженные в погребениях знати: туалетные коробочки, бокалы, чашки, подносы округлых форм, покрытые лаком как изнутри, так и снаружи.

Примерно в то же время увлечение изделиями, декорированным лаками, распространяется и на императорский двор, организуются три мастерские, обслуживающие исключительно заказы двора, кроме того, одновременно продолжают работать многочисленные частные мастерские.

К сожалению, такой расцвет лакового искусства продлился недолго. Ко II веку н.э. интерес к лаку заметно упал, и производство в императорских мастерских замерло. Лишь в некоторых мастерских, в старых центрах, была заметна творческая активность ремесленников: появились новые мотивы росписей, мастера начали изображать драконов и оленей в манере, напоминающей одновременные гравировки на керамических пластах.

Если образцы древних лаковых изделий относительно многочисленны благодаря тому, что археологи находили их в погребениях, то изделий периодов Тан и Сунн почти не сохранилось. Однако известны описания различных дворцов, построенных в VII-XIII веках, декорированных лаками и обставленных лаковой мебелью. Возможно такое несоответствие произошло по причине традиции класть в могилы изделия из терракоты, а лаковые — использовать повседневно в быту. Естественно, в бурные годы войн и смены династий хрупкие изделия вряд ли могли сохраниться, тем более что, согласно свидетельствам современников, основой некоторых из них служили драгоценные металлы — золото и серебро. Вероятно, ярко-красный лак стал особенно популярен в то время, в эпоху Тан, когда его использовали как единственное украшение. Нередко изделие покрывали разноцветными лаками, создавая пейзажные композиции; одним из популярных мотивов было изображение красных пионов с зелеными листьями на фоне черных скал. Также известно, что лаковые изделия декорировали интарсией из перламутра или слоновой кости.

Новое признание при императорском дворе лак получил в эпоху Мин. Легенда гласит, что на рубеже XIV-XV веков на востоке Китая в лаковой мастерской работали ремесленники Чан Чен и Янь Мао, создававшие разные изделия из красного лака. Их работы увидел японский император и был настолько поражен их красотой, что решил показать их образцы китайскому императору Юнь Ло. В Китае существовало мнение, что работы ремесленников не достойны внимания императорского величества, поэтому о производстве в стране лаковых изделий китайский император ничего не знал. Юнь Ло был восхищен увиденным и приказал организовать императорскую фабрику лаковых изделий в Пекине.

Вначале изделия декорировали только цветочными мотивами, но в последствии сюжеты стали более разнообразны. В начале XV века большинство лаковых изделий, произведенных в Китае, как на императорской фабрике для нужд двора, так и в мелких ремесленных мастерских, были красными и сплошь покрытыми резьбой, но в XVI столетии частные мастерские во множестве распространились по всему Китаю и их продукция стала значительно слабей придворной. На пекинской фабрике всегда очень глубоко вырезали изображение, добиваясь объема и сложности рельефа, многослойности; тогда как в провинциальных мастерских часто лишь гравировали или делали неглубокий, простой контррельеф. Во многих ремесленных мастерских процесс производства был максимально упрощен: сокращено количество наносимых на основу слоев; в лак добавляются дешевые компоненты, ускоряющие процесс высыхания; полируется только верхний слой лака в конце всей работы над предметом.

В конце эпохи Мин в моду снова вошли расписные лаки. Их популярность превзошла все прежние каноны: в знатных семьях вся мебель в доме теперь была лакированной; часто графичные росписи в охристой гамме по черному фону выполняли известные художники. Однако красные резные лаки не уступили своих позиций, став классикой, национальным наследием Китая. Признав их культурологическую роль, император Чень Лунь даже приказал сделать себе трон и покрыть его красным резным лаком.

Но время неумолимо, и постепенно искусство лакового дела превратилось в простое ремесло, с начала XIX столетия потеряв поддержку двора. Со второй половины XIX-го оно сделалось сувенирным массовым производством, практически утратив сходство с лучшими образцами старого искусства…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тэги, допустимые в комментариях

Мои любимые книги

  • Дамское счастье и др. Э.Золя
  • Казус Кукокого,Медея и др. Улицкой
  • Похоронитеменя за плинтусом- Санаев
  • Где ты и др.Леви
  • Мартышка и др. Ф.Мориака
  • Игра в бисер и др.Г.Гессе
  • Одиночество в сети С.Вишневский